ВОЗДЕРЖАНИЕ

«Воздержание – от духовного сердца». 

Святитель Тихон Задонский 

 

Преподобный Ефрем Сирин (306-373), христианский богослов и поэт, один из Учителей Церкви IV века.

«Если не воздержишься от скитания очей, то не проложишь прямых стезей целомудрию». 

«Подвиг воздержания относится не только к получению удовольствия от яств, но простирается на всякое устранение препятствий (к духовности). Поэтому воздержанный, побеждая чрево, не будет (в то же время) уступать славе человеческой, и преодолевая постыдную похоть, не поработится богатством или другим каким-нибудь неблагородным расположением, например гневом».

 

Преподобный Нил Сорский (1433 — 1508), православный святой, преподобный, крупный деятель Русской Православной Церкви, основатель скитского жительства на Руси, автор «Предания», «Устава о скитской жизни», а также ряда посланий, известный своими нестяжательскими взглядами.

«О воздержании»

«Поэтому прекрасно воздержание, оно подавляет до чрезмерности надмевающую воспалительность страстей, сколько надлежит, смиряет и успокаивает их волнение, утишает бурю порывистых ветров среди жизни роскошной, безветрием жизни скудной обуздывая, укрощая и в благотишие приводя взволнованное».

 

Епископ Петр (Екатериновский), (1820 — 1889), епископ Русской Православной Церкви, епископ Томский и Семипалатинский, кандидат богословия, духовный писатель.

«О воздержании»

«Слово «целомудрие» указывает на то, что сердце должно находиться под руководством здравого разума и от него зависеть. Если мудрование разума цело, здраво, согласно с Законом Божиим, не испорчено страстями, то и сердце, руководимое таким разумом, бывает здорово, имеет жизненную теплоту, живость, не растлено грехом, не порабощено страстям, имеет нравственно чистые чувствования».

 

Николай Евграфович Пестов (1892-1982), богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор, кавалер ордена Ленина. 

«Необходимость воздержания. Области воздержания христианина. Современная практика православного благочестия. Том II. Главы 35, 36». 

«…вот почему христианину нужно воздержание. Цепь добродетелей христианских образует собой как бы плотину, удерживающую благодать в душе христианина, и надо бояться прорыва этой плотины хотя бы в одной из добродетелей».

 

Гермоген Иванович Шиманский (1915–1970), кандидат богословия, духовный писатель, преподаватель Киевской и Волынской Духовных семинарий (1951–1961 гг.). 

«Основание целомудрия – воздержание» из книги «Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых Отцов и подвижников Церкви.

«Воздержание» из книги «Конспект по нравственному богословию»

«Такой человек, если видит, что читают книгу о целомудрии, хмурится; если видит, что отцы, собравшись, рассуждают о полезном, уклоняется и не одобряет того; если видит строгую жизнь отцов, негодует; если слышит речь о посте – возмущается: сходбища братии ему не нравятся; а если видит женщин, просветляется, бегает взад и вперед, чтобы оказать свои услуги; тогда есть у него и голос к пению, есть у него способность и сказать острое слово и посмеяться, чтоб и себе доставить удовольствие и женщинам, какие тут есть, показать себя занимательным и приятным. На безмолвии он скучен и недомогает. Поэтому злополучен и жалок, кто не имеет всех видов воздержания и воздержания во всем».