ПРОИСХОЖДЕНИЕ СТРАСТНОГО НАЧАЛА В ЧЕЛОВЕКЕ

«Зла и страстей по естеству нет в человеке; ибо Бог не творец страстей».

Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица (26:67).

 

Изгнание Адама и Евы из рая

 

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (1800 — 1857), выдающийся деятель Русской Православной Церкви первой половины 19 века, проповедник, богослов, «Русский Златоуст».

«Слово о том, как произошел грех в мире и в роде человеческом, и как он происходит в каждом из нас» из книги «О грехе и его последствиях».

«Чтобы умножить число темных слуг своих и сообщников возмущения, чтобы уязвить неприступного по существу своему Творца в лице видимого представителя Его совершенств на земле, враг Божий решился заразить греховной заразой и созданного по падении его человека. Известно, как последовала сия зараза…»

 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829 — 1908), священник РПЦ, митрофорный протоиерей; настоятель Андреевского собора в Кронштадте; член Святейшего правительствующего синода с 1906 года. Проповедник, духовный писатель, церковно-общественный деятель.

«О грехе первородном» из книги «Катехизические беседы».

«Такова борьба плоти и духа, таково противоречие в нас самих себе: одно в нас хочет того, а другое – другого. И эта борьба происходит в нас вследствие первородного греха…»

 

Епископ Виссарион (Нечаев) (1823 — 1905), священник РПЦ, епископ Костромской и Галичский, профессор Московской духовной семинарии (1852), преподаватель Священного Писания и греческого языка, писатель, экзегет. К числу его основных трудов принадлежат толкования на паремии – места из Библии, которые предлагаются Церковью во время богослужебных чтений.

«Уроки покаяния по библейским сказаниям. Адам и Ева»

«К сожалению, человек не устоял на высоте, на которой поставлен Творцом…как Ева жестоко обманулась в своей надежде получить удовольствие и блаженство от вкушения запрещенного плода, так обманывается в своих расчетах каждый грешник, мечтающий вкусить в грехе сладость. Если и вкушает он ее, то на краткое время. Затем следует горечь – от терзаний совести, покуда страсти не заглушили ее, от скуки и пустоты душевной, неизбежной после удовлетворения страсти…»

 

Архимандрит Иов (Шамиль Абильхаирович Гумеров) (1942) — священник РПЦ, кандидат философских наук, кандидат богословия, насельник Сретенского монастыря в Москве, духовный писатель, публицист, автор житий святых. 

«Почему первородный грех, совершенный Адамом и Евой, перешел на их потомков?»

«В чем именно повредилась природа человека в результате эгоистического стремления утвердить свое бытие вне Бога? Прежде всего, все дарования и способности человека ослабли, потеряли ту остроту и силу, которая была у первозданного Адама. Ум, чувства и воля потеряли гармоническую согласованность».

 

Протоиерей Григорий Дьяченко (1850-1903), священнослужитель Русской Православной Церкви, богослов, писатель.

«Влияние дьявола на происхождение греха в человеческом роде и свобода воли в человеке» и «Первородный грех и последствия грехопадения прародителей» из книги «Борьба с грехом». 

«…почему в самом устройстве не дано нам безгрешноститак что нельзя было бы согрешить, хотя бы и хотели? Потому же, почему и ты не тогда признаешь служителей исправными, когда держишь их связанными, но когда видишь, что добровольно выполняют перед тобой свои обязанности. Поэтому и Богу угодно не вынужденное, но совершаемое добровольно…»

 

Протоиерей Олег (Давыденков) (1966), священник РПЦ, кандидат философских наук, доктор богословия, профессор Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета, религиовед, философ и переводчик.  

«Понятие о грехе и способ его распространения в роде человеческом» и «Сущность грехопадения и последствия грехопадения для человека» из книги «Догматическое богословие. Раздел III, Глава 1».

«Но человек добровольно отверг предложенный ему Богом путь и выбрал более легкий путь, предложенный змием, – вкусите… и вы будете, как боги (Быт.3:5) – путь, который в дальнейшем получил наименование магии…»

 

Протоиерей Алексей Уминский (1960), священник Русской Православной Церкви, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, публицист, на священство был благословлен архимандритом  Иоанном (Крестьянкиным), в 2010 году удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени.

«О происхождении зла»

«И сейчас тот же соблазн исходит от мира: «Все надо попробовать, все надо испытать… Как же ты проживешь, не зная того и другого…» Зло, которое творится вокруг, нам все время рекламируют и преподносят, как соблазнительное блюдо, которое мы обязательно должны съесть. И человек опять вкушает запретный плод, пренебрегая первой заповедью, данной ему Богом: «Не вкушай, смертью умрешь» (Быт. 2, 17)».

 

Иерей Валерий (Духанин) (1976), кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской семинарии по учебной работе, редактор радио «Радонеж», писатель. 

«Последствия падения прародителей» и «Основные греховные страсти» из книги «Сокровенный мир православия». Часть 13.

«Может ли из горького источника течь сладкая вода? Разве только теперь, когда из вредных химических веществ изготавливают приятные газированные напитки. Но грех всегда порождает грех, а новорожденный младенец перенимает недуги родителей. Все, кто родился от Адама и Евы, заимствовали их греховное состояние…».

 

Гермоген Иванович Шиманский (1915–1970), кандидат богословия, духовный писатель, преподаватель Киевской и Волынской Духовных семинарий (1951–1961 гг.). 

«Что такое грех?»  и «Виды греха» из книги «Учение святых отцов и подвижников Церкви о главных страстях и борьбе с ними, и о главнейших христианских добродетелях: любви, смирении, кротости, терпении, воздержании и целомудрии». Часть 1. Отдел 1. Глава 1. 

«Мрачная природа греха станет очевиднее при более подробном рассмотрении видов греха. Грех есть преступление заповеди, повелевающей или запрещающей что-либо делать, преступление произвольное, непринужденное. Отсюда есть грехи опущения и грехи нарушения заповеди…».