ПСИХОТЕРАПИЯ

«Православная психология и психотерапия: общие понятия и задачи» 

Легостаева Марина Вениаминовна (1958), православный психолог, психотерапевт, клинический психолог, автор книги «Очерки православной психотерапии».

«Православная психология существенно отличается от своих светских аналогов тем, что признает наличие мира ангелов и мира падших духов, а так же воздействия, оказываемые этими мирами на человеческую душу. Святые отцы много пишут о влиянии демонических помыслов, образов на человека. Для православного психолога очевидно, что глубинное разрешение внутреннего конфликта происходит на невидимом фронте брани духовной. И поле битвы – это душа человека».

 

«Зачем христианину психология?» 

Протоиерей Петр Коломейцев (1959), священник Русской Православной Церкви, христианский психолог, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета. 

«Любой священник в своей практике сталкивался с такими прихожанами. В их религиозных переживаниях, в их исповеди всегда сквозит какой-то надрыв, боль, неестественность. Это значит, что духовная жизнь человека стала продолжением его душевной травмы. И до тех пор, пока он не получит профессиональную психологическую помощь, духовная составляющая его жизни будет иметь карикатурные формы». 

 

Новиков Денис Викторович (1964), бакалавр теологии, доцент Высшей школы психологии, практикующий православный психолог, писатель.

«Христианское учение о восьми страстях в человеке с точки зрения психологии» 

 

Митрополит Иерофей (Влахос) (1945), епископ Элладской Православной Церкви, митрополит Навпактский и Свято-Власиевский. Греческий богослов, писатель.

«Лечение страстей» из книги «Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души».

«Книга носит общее заглавие «Православная психотерапия», поскольку посвящена учению святых отцов об исцелении души. Я знаю, что термин «психотерапия» появился недавно и многие психиатры обозначают им определенный подход к лечению страдающих неврозом. Однако, поскольку многие психиатры не знакомы с учением Церкви или не желают его применять и поскольку их антропология весьма отличается от антропологии и сотериологии святых отцов, я воспользовался лишь термином «психотерапия», а не их мнениями. Я решил, что лучше дать людям возможность услышать из уст святых отцов церковное учение, свободное от всяких примесей. Поэтому термину «психотерапия» (лечение души) предпослано слово «православная». Речь идет именно о «православной психотерапии», или, иначе говоря, «православном курсе лечения»

 

Шеховцова Лариса Филипповна (1945), православный психолог, доктор психологических наук, руководитель Общества православных психологов Санкт-Петербургской митрополии, профессор Санкт-Петербургской православной духовной академии и Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования.

«Преодоление страстей психологическими методами»

«Описание психологической зависимости очень похоже на понимание страсти в православной аскетике: порочное, греховное состояние, пленившее в послушание себе волю человека. Страстные состояния часто рассматриваются как результат нападения бесовской силы, которая порабощает человека, и человек становится несвободным…»

 

Авдеев Дмитрий Александрович (1964), московский психиатр, психотерапевт, кандидат медицинских наук, директор Института проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям, практикующий православный психолог.

«Неврозы. Депрессии. Психозы». Статья составлена на основе книги Авдеева Д.А. «Православная психиатрия».

«По моему глубокому убеждению, для понимания истоков невротических нарушений (как, впрочем, и других болезней) необходимо подняться на самый высокий личностный уровень и рассматривать эту патологию с позиции духовного начала, с позиции православного вероучения и святоотеческих писаний. И тогда во многих случаях будет обнаружен корень страдания — духовная слепота, игнорирование духовных потребностей, безбожие».

 

ВИДЕО: «Искушения и страсти как предмет психологического исследования» — психологический семинарий под руководством профессора Б.С. Братуся. Факультет психологии Российского православного университета (продолжительность 1:59:44). 

«Страсть — это греховный навык, вросший в душу, ее болезненное состояние, которое влечет человека к нарушению заповедей. Как же избавиться от тирании гордости, тщеславия, уныния, гнева? Почему люди из года в год исповедуются в одних и тех же грехах, а справиться с ними не могут? Ответы на эти вопросы давали ведущие психологи и психотерапевты. Они помогли слушателям семинария взглянуть на 8 основных страстей по-новому — с точки зрения христианской психологии».