ПСИХОТЕРАПИЯ

«Православная психология и психотерапия: общие понятия и задачи» 

Легостаева Марина Вениаминовна (1958), православный психолог, психотерапевт, клинический психолог, автор книги «Очерки православной психотерапии».

«Православная психология существенно отличается от своих светских аналогов тем, что признает наличие мира ангелов и мира падших духов, а так же воздействия, оказываемые этими мирами на человеческую душу. Святые отцы много пишут о влиянии демонических помыслов, образов на человека. Для православного психолога очевидно, что глубинное разрешение внутреннего конфликта происходит на невидимом фронте брани духовной. И поле битвы – это душа человека».

«Зачем христианину психология?» 

Протоиерей Петр Коломейцев (1959), священник Русской Православной Церкви, христианский психолог, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета. 

«Любой священник в своей практике сталкивался с такими прихожанами. В их религиозных переживаниях, в их исповеди всегда сквозит какой-то надрыв, боль, неестественность. Это значит, что духовная жизнь человека стала продолжением его душевной травмы. И до тех пор, пока он не получит профессиональную психологическую помощь, духовная составляющая его жизни будет иметь карикатурные формы». 

 

Митрополит Иерофей (Влахос) (1945), епископ Элладской Православной Церкви, митрополит Навпактский и Свято-Власиевский. Греческий богослов, писатель.

«Лечение страстей» из книги «Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души».

«Книга носит общее заглавие «Православная психотерапия», поскольку посвящена учению святых отцов об исцелении души. Я знаю, что термин «психотерапия» появился недавно и многие психиатры обозначают им определенный подход к лечению страдающих неврозом. Однако, поскольку многие психиатры не знакомы с учением Церкви или не желают его применять и поскольку их антропология весьма отличается от антропологии и сотериологии святых отцов, я воспользовался лишь термином «психотерапия», а не их мнениями. Я решил, что лучше дать людям возможность услышать из уст святых отцов церковное учение, свободное от всяких примесей. Поэтому термину «психотерапия» (лечение души) предпослано слово «православная». Речь идет именно о «православной психотерапии», или, иначе говоря, «православном курсе лечения»

 

Шеховцова Лариса Филипповна (1945), православный психолог, доктор психологических наук, руководитель Общества православных психологов Санкт-Петербургской митрополии, профессор Санкт-Петербургской православной духовной академии и Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования.

«Преодоление страстей психологическими методами»

«Описание психологической зависимости очень похоже на понимание страсти в православной аскетике: порочное, греховное состояние, пленившее в послушание себе волю человека. Страстные состояния часто рассматриваются как результат нападения бесовской силы, которая порабощает человека, и человек становится несвободным…»

 

Авдеев Дмитрий Александрович (1964), московский психиатр, психотерапевт, кандидат медицинских наук, директор Института проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям, практикующий православный психолог.

«Неврозы. Депрессии. Психозы». Статья составлена на основе книги Авдеева Д.А. «Православная психиатрия».

«По моему глубокому убеждению, для понимания истоков невротических нарушений (как, впрочем, и других болезней) необходимо подняться на самый высокий личностный уровень и рассматривать эту патологию с позиции духовного начала, с позиции православного вероучения и святоотеческих писаний. И тогда во многих случаях будет обнаружен корень страдания — духовная слепота, игнорирование духовных потребностей, безбожие».

 

ВИДЕО: «Искушения и страсти как предмет психологического исследования» — психологический семинарий под руководством профессора Б.С. Братуся. Факультет психологии Российского православного университета (продолжительность 1:59:44). 

«Страсть — это греховный навык, вросший в душу, ее болезненное состояние, которое влечет человека к нарушению заповедей. Как же избавиться от тирании гордости, тщеславия, уныния, гнева? Почему люди из года в год исповедуются в одних и тех же грехах, а справиться с ними не могут? Ответы на эти вопросы давали ведущие психологи и психотерапевты. Они помогли слушателям семинария взглянуть на 8 основных страстей по-новому — с точки зрения христианской психологии».