ПОСТ

Демон чревоугодия.
Миниатюра Синодика, XVII в.

 

Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий (1877-1961), святитель Русской православной церкви,  архиепископ Симферопольский и Крымский, российский и советский хирург, учёный, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, доктор медицинских наук, профессор; духовный писатель, доктор богословия. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946).

«О борьбе со страстями. Беседы в дни Великого поста и Страстной седмицы».

«Эту неразрывную взаимосвязанность страстей можно сравнить с тяжелой цепью, которой все мы крепко опутаны, и начинать разрывать ее надо не с середины, не с конца, а с начала. Закройте же глаза, опустите голову, и направьте умственный взор в сердце ваше, и поищите, какие страсти, какие змеи гнездятся там«.

 

Митрополит Иларион (Алфеев) (1966), архиерей Русской православной церкви, митрополит Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, богослов, патролог, церковный историк, композитор и педагог.

«О посте».

«Помню, когда я был маленьким мальчиком, меня поражали пожарные лестницы на старых московских домах, начинавшиеся примерно на уровне третьего этажа. Взобраться на первую ступень можно было только при помощи пожарной машины, а подняться на эту ступень прямо с земли было невозможно…давайте вообразим, что Великий пост – это та пожарная машина, которая помогает нам взобраться на первую ступень лестницы и начать бороться с тем, что богослужебные тексты называют «мрачным разжжением (то есть пожаром) греха».

 

Схиархимандрит Гавриил (1940), схиархимандрит Русской Православной Церкви, настоятель Крестовоздвиженского монастыря в городе Лугано, швейцарский богослов и патролог немецкого происхождения.

Выдержки из книги «Объядение, лакомство, чревоугодие: учение отцов-пустынников о еде и посте (на основе текстов Евагрия Понтийского)». 

«Мно­годневный пост может подорвать не только силу собственного самолюбия, но и упрямое самолюбие целой нации. Однако необходима великая чистота сердца, чтобы пост не превра­тился в обыкновенную голодовку, цель кото­рой – умышленное насилие над волей других людей. Ведь еще Христос учил, что пост, как и все прочее, может использоваться для дости­жения низменных и самолюбивых целей».

 

Епископ Виссарион (Нечаев) (1823 — 1905), священник РПЦ, епископ Костромской и Галичский, профессор Московской духовной семинарии (1852), преподаватель Священного Писания и греческого языка, писатель, экзегет. К числу его основных трудов принадлежат толкования на паремии – места из Библии, которые предлагаются Церковью во время богослужебных чтений.

«Искушение в пустыне от диавола» из книги «Уроки покаяния по библейским сказаниям».

«Поговел человек одну неделю, и радуется, что отговел, и спешит возвратиться к прежним греховным привычкам. Он походит на больного, который, едва начиная поправляться, спешит выйти на воздух, бросает предписанные врачом ограничения в образе жизни и принимается за обычные занятия, не дождавшись назначенного врачом срока».

 

Протопресвитер Александр Шмеман (1921-1983), священнослужитель Православной Церкви в Америке, богослов.

Выдержки из глав «Два значения поста. «…только молитвою и постом» книги «Великий Пост»

«В высшей степени знаменательно, что Христос встретил сатану в то время, когда Он постился, и что позднее Он сказал, что победить сатану можно «только молитвою и постом». Пост – настоящая борьба против дьявола, это вызов всеобъемлющему закону, делающему дьявола «князем мира сего». Если человек голоден, но понимает, что он действительно может не зависеть от этого голода, не погибнуть от него, а наоборот обратить его в источник духовной власти и победы, тогда ничего не останется от той великой лжи, в которой мы живем со времен Адама».

 

Протоиерей Сергий Филимонов (1965), священник Русской Православной Церкви, профессор СПбГПМУ и Первого СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, кандидат богословия, доктор медицинских наук, писатель, главный редактор журнала «Церковь и медицина».

«Пост в борьбе со страстью чревоугодия». Выдержки из книги «Борьба со страстями».

«Сознательно и насильственно разжигается пристрастие к утонченной пище, и с детства формируется гортанобесие. Пост высмеивается, и смысл его извращается. Вместо постов насаждается идея диеты, голодания, вегетарианства».

 

Протоиерей Павел Гумеров (1974), священник Русской Православной Церкви, писатель. 

«О важности поста» из книги «Православная аскетика, изложенная для мирян».

«Пост – время покаяния в грехах и усиленной борьбы со страстями. И в этом нам помогает вкушение постной, более легкой, низкокалорийной пищи и воздержание от удовольствий. Думать о Боге, молиться, вести духовную жизнь легче, когда тело не пресыщено, не отягощено. «Чревоугодник называет пост временем плача, а воздержанный и в посте не смотрит угрюмо», – пишет преподобный Ефрем Сирин!».

 

Николай Евграфович Пестов (1892-1982), богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор, кавалер ордена Ленина. 

«Что такое пост и как правильно поститься». Статья составлена на основе фундаментальной «Современной практики православного благочестия. Том II», созданной Николаем Евграфичем.

«Изнеможение есть признак неправильности поста; оно так же вредно, как и пресыщение. И великие старцы вкушали суп с маслом на первой седмице Великого поста».