ПОСЛУШАНИЕ

 

«Кто носит в себе хотя бы малую благодать, тот с радостью подчиняется всякому начальству. Он знает, что Бог управляет и небом, и землею, и преисподнею, и им самим, и его делами, и всем, что есть в мире, и потому всегда бывает покоен».
Преподобный Силуан Афонский

Икона: «Жертвоприношение Авраамом своего сына Исаака»

В Ветхом Завете архетипом послушания служит Авраам, отец народа Израиля. Когда Бог впервые призвал Аврама из Харрана в Ханаан, именно послушный отклик Аврама позволил Богу начать исполнение Своего обетования благословить его и сделать его потомков народом (Быт. 12:1–4). Кроме того, когда Бог повелел ему принести в жертву своего сына Исаака (Быт. 22:2), Авраам проявил такую непоколебимую покорность, что был готов уничтожить единственное живое свидетельство данного ему Богом обетования, ибо народ должен был произойти от него через Исаака (Быт. 21:12). На послушание Авраама Бог ответил повторением обетования великого благословения, взяв на Себя клятву (Быт. 22:16–18). Таким образом Авраам установил норму послушания для Израиля, своего потомства.

 

Послушание  (значения из православного толкового словаря):

1) христианская добродетель, заключающаяся в согласовании своей воли с волей Божьей;

2) предмет обета, даваемого человеком перед лицом Божьим при вступлении в монашество;

3) исполнение насельником монастыря того или иного рода служения, осуществляемого по требованию (с благословения) монастырского руководства;

4) форма отношения верующего к своему духовному наставнику (руководителю, отцу), основанная на доверии, выражающаяся в готовности следовать его рекомендациям, наставлениям, поручениям.

 

В ЧЕМ ГЛАВНЫЙ СМЫСЛ ПОСЛУШАНИЯ ДЛЯ МИРЯН?Сборник кратких наставлений священнослужителей-современников.

 

Преподобный Иоанн Лествичник (525—595 (605) или 579—649), христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря. Ав­тор аскетического духов­но­го тво­ре­ния «Ле­стви­ца или Скрижали духовные», по которому и по­лу­чил про­зва­ние Ле­ствич­ни­ка.

«Слово 4. О блаженном и приснопамятном послушании»

«Послушание есть совершенное отречение от своей души, действиями телесными показуемое; или наоборот, послушание есть умервщление членов телесных при живом уме. Послушание есть действие без испытания, добровольная смерть, жизнь чуждая любопытства, беспечалие в бедах, неуготовляемое пред Богом оправдание, бесстрашие смерти, безбедное плавание, путешествие спящих…»

 

Схимонах Зосима (Верховский) (1768 — 1833) — основатель двух женских монастырей (Туринский Николаевский монастырь и Троице-Одигитриевская пустынь), духовный писатель. Почитается в лике преподобных.

«Слово 3. О смирении и послушании и Слово 4. О различных свойствах послушания».

«А если когда услышит о некоем духовном делании, то есть или о самоотвержении, о нестяжании, об истинном и чистосердечном откровении, о молчании, о смирении, о терпении и непрекословии, и о больших подвижнических делах, которые превосходят уставное положение, например: сверх узаконенных Святою Церковью постов, еще в иные дни или седмицы поститься, или бдения творить, или поклоны умножать, или отнюдь молчать, или со знакомыми не беседовать, и о мирских делах не любопытствовать, или с родными не видаться, или жажду терпеть, или со сном бороться и спать неупокоительно или сидя, праздным никогда не быть, и ничего без вопрошения что творить, без вины наказуемым и уничижаемым быть и не оправдываться отнюдь, но все со смирением терпеть, — от всего такого отметаются и без усрамления с дерзостью отрицаются и бегут, даже слушать не терпят, а поэтому такой недостойно не только послушником, но и даже в братство причислить».

 

Иеромонах Павел (Троицкий) (1894 — 1991), выпускник Тверской Духовной семинарии, пострижен и рукоположен в сан иеромонаха в московском Даниловом монастыре. старец-затворник, духовный писатель. 

«Послушание как проявление любви».

«На чём основывается послушание? Ответ уже фактически прозвучал: на любви и можно поставить точку. Но мало кто поверит так сразу в это, а если и не будет возражать, то внутренне не согласится. Настолько в нас вдолбили упрощённый подход к послушанию. И каждый второй пастырь скажет вам, что главное в послушание – это строгость, требование неукоснительного подчинения порядку (зачастую самим пастырем придуманному)…»

 

Епископ Петр (Екатериновский), (1820 — 1889), священник Русской Православной Церкви, епископ Томский и Семипалатинский, кандидат богословия, духовный писатель.

«Необходимость духовного руководителя»

«Сколько случается обольщений от хитрого, злобного врага, диавола, который неусыпно бодрствует над нашею погибелью, неосторожных ловит в сети греховные! А когда не удаются прочие хитрости, он преобразуется в светлого ангела (2Кор. 11,14), чтобы тех, которые отвергают явно греховные внушения, обольстить, по крайней мере, видом добра… Потому все святые отцы согласно утверждают, что для желающих преуспевать в благочестии непременно нужен руководитель, который бы мог открыть обольщения самолюбия и бесов, везде указывать путь царский, ослабевшего ободрять, укреплять, а упавшего поднять».

 

Игумен Нектарий (Морозов) (1972), священник Русской Православной Церкви, писатель, главный редактор журнала «Православие и современность».

«Послушание — путь к свободе».

«…человек может сколько угодно пытаться спастись самостоятельно. Но, даже если он обладает высоким интеллектом и читает святоотеческую литературу, та самость, которая в его словах проявляется, она-то и не даст ему спасаться как должно. Она-то и будет его губить, даже если он внешне будет исполнять все правила христианской жизни.

— Митрополит Антоний Сурожский говорил, что послушание не от слова «слушаться», а от слова «слушать». Это всегда так?..»

 

Протоиерей Алексей Уминский (1960), священник Русской Православной Церкви, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, публицист, на священство был благословлен архимандритом  Иоанном (Крестьянкиным), в 2010 году удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени.

«Свобода послушания» из книги «Тайна примирения».

«Либо человек готов к послушанию, либо он живет по своей воле, и тогда надо полностью отдавать себе в этом отчет. Могут возникнуть сомнения в правильности слов, которые сказал священник, можно в этом разбираться, молиться, может быть, мучаться этими словами, но в конечном итоге все-таки идти по пути слышания воли Божией. Если же считаешь, что можешь поступать так, как хочешь, не советуйся, а поступай, как решил сам, по молитве и полностью беря на себя ответственность за свои поступки. Но если уж ты за духовным советом пришел, получил его, и тебе он не понравился, ты ему не следуешь, то ты встаешь на путь прямого ослушания, и это надо понимать».

 

Протоиерей Михаил Шаталов (1961), священник Русской Православной Церкви, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери посёлка Назия Кировского района Ленинградской области.

«Когда монашеское послушание начинают применять в миру — это на сумасшедший дом похоже».

«Я против слепого послушания, игры, подражания, которое порой принимает самые неприятные формы у нас на приходах между некоторыми верующими и некоторыми священниками. Часто усматривают в этом какую-то корысть священнослужителей, или тщеславие. На самом деле часто люди вынуждают человека, священника быть таким – это искушение очень сильное».

 

Николай Евграфович Пестов (1892-1982), богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор, кавалер ордена Ленина. 

«Послушание и его значение. Выбор духовного отца и рассудительность в послушании. Современная практика православного благочестия. Том I. Часть 3. Главы 16, 17».

«Если в послушании был Сам Господь и оно необходимо и пастырям Церкви и инокам, то очевидно: оно тем более необходимо всем христианам, т. е. и живущим в миру. Почему же оно всем так нужно?..»