Тематические сайты, по благословению епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира:

Исповедь и Причастие.РУ      Соборование.РФ     Молитва.РФ     Пост.РФ     Смерть поминовение.РФ     Епархия НВК


ПОКЛОНЫ

«Поклоны очищают и освящают и тело и душу».

Преподобный Порфирий Кавсокаливит

 

«Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясные, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли».

Протоиерей Серафим Слободской

 

Преподобный Серафим Саровский. Дьявол всячески искушал Серафима в уединённой келье: приводил к порогу диких зверей, являл ему гроб с мертвецом и, наконец, наслал на него «хульные мысли и уныние». Чтобы не поддаться дьяволу, Серафим тысячу ночей, стоя на коленях на гранитном камне, взывал: «Боже, милостив буди мне грешному».

 

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867), епископ Русской Православной Церкви. Богослов и проповедник. Прославлен Русской Православной Церковью в лике святителей на Поместном соборе 1988 года.

«О поклонах» из книги «Приношение современному монашеству. Глава 21».

«Не заботься о количестве поклонов: все внимание обрати на качество молитвы, совершаемой с коленопреклонениями. Не говоря о действии на дух, на самое тело гораздо сильнее подействует небольшое число поклонов, исполненных вышесказанным образом, нежели большое, исполненное наскоро, без внимания, для счета. Опыт не замедлит доказать это«

 

Схиархимандрит Гавриил (Бунге), (1940), священник Русской Православной Церкви, настоятель Крестовоздвиженского монастыря в городе Лугано, богослов, патролог.

«Преклоняю колена мои пред Отцем» (Еф.3:14-15). Статья подготовлена на основе книги Иеромонаха Гавриила «Господи, научи нас молиться». Глава IV. Молитва и тело.

«Хотя стояние во время молитвы выражает благоговение и внимающую собранность, отношение, подобающее твари, стоящей перед Творцом, все же оно не лишено достоинства. Но есть моменты, когда человек теряет всякое достоинство, так что стояние перед Богом, как и подымание глаз, были бы выражением скорее дерзости, чем благоговения. Поэтому совершенно непроизвольно человек становится на землю на колени перед Богом, собираясь просить у Него о прощении своих грехов».

 

Архимандрит Иов (Шамиль Абильхаирович Гумеров) (1942) — священник РПЦ, кандидат философских наук, кандидат богословия, насельник Сретенского монастыря в Москве, духовный писатель, публицист, автор житий святых.

«О совершении поклонов».

«Поклоны являются символическими действиями, в которых выражаются наши разнообразные чувства к Богу: покаяние и смирение, благоговение и трепет, ликование и хвала, благодарение и радость. Потребность преклониться перед величием и святостью Бога – неотъемлемое свойство духовной природы человека».

 

Иерей Андрей Чиженко (1980), священник Русской Православной Церкви, православный писатель на портале «Православная жизнь». 

«Зачем делать земные поклоны и как их правильно совершать?»

«Заходит в храм человек маловерующий: он стыдится не только перекреститься, но даже чуть-чуть голову нагнуть в сторону иконы или распятия. Потому что не привык склонять свое «я» перед кем-либо, пусть даже и Богом. Потому, дорогие братья  и сестры, будем спешить делать земные поклоны. Они – проявление нашего смирения и сокрушения сердца перед Господом Богом. Они – жертва, приятная и благоугодная Богу».