Бдение

Что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Лк.22:46).

 

Преподобный Иоанн Лествичник (525—595 (605) или 579—649), христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря. Ав­тор аскетического духов­но­го тво­ре­ния «Ле­стви­ца или Скрижали духовные», по которому и по­лу­чил про­зва­ние Ле­ствич­ни­ка.

«Слово 20. О бдении телесном: как мы чрез него достигаем духовного, и как должно оное проходить»

«Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений, исполнение очей слезами, умягчение сердца, хранение помыслов, лучшее горнило для сварения принятой пищи, укрощение злых духов, обуздание языка, прогнание мечтаний».

 

Преподобный Серафим Саровский (1754-1833) — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской Церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе императора Николая II. Великий подвижник Русской Церкви и один из наиболее почитаемых монахов в её истории.

«О ночном бодрствовании».

«Почему и ночью молиться должны мы? Во-первых, потому что Господь возлюбил ночное время и Сам поучает нас ночной молитве. Ночью Он родился, в ночное время любил уединяться для молитвенных бесед с Богом Отцом Своим, «когда было еще темно» (Ин.20:1), последовало и преславное Его Воскресение…»

 

Схиархимандрит Гавриил (Бунге), (1940), священник Русской Православной Церкви, настоятель Крестовоздвиженского монастыря в городе Лугано, богослов, патролог.

«Блажен бодрствующий! из книги «Господи, научи нас молиться» (Глава II)»

«Бдение рождает в молящемся то «трезвение», что предохраняет христианина от сонливости и от обольщения сынами тьмы. А трезвение духа, «утончающее» его, в отличие от сна, дух «огрубляющего», делает бодрствующего восприимчивым к видению тайн Божиих».

 

Иерей Вадим Коржевский (1975), священник Русской Православной Церкви, проректор по учебной работе Ярославской духовной семинарии, писатель. 

«О трезвении» из книги «Пути спасения христианина».

«Говоря о внимании, бодрствовании и трезвении, преподобные иноки обычно под ними разумеют одно – заключение сознания в сердце, составляющими которого являются вышеобозначенные делания. Внимание есть собрание ума в сердце, бодренность – собрание воли, а трезвение – собрание чувств. Преимущественное значение среди этих деланий получает трезвение, без которого невозможно осуществление первых двух и поэтому процесс самособирания и молитвенного над собой бдения чаще всего именуется подвижниками как трезвение».

 

Николай Евграфович Пестов (1892-1982), богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор, кавалер ордена Ленина. 

«Бдение. Современная практика православного благочестия. Том II. Глава 16».

«…Святой говорил, что ничто другое не умножает в такой степени страсти – ни мягкая постель, ни одеяния, ни богатство, ни пища,– как мягкий сон. И ничто так не укрощает их, как бдение…»